PRweb. Блог о public relations в интернете

Формирование имиджа в интернете

PR. Украинская практика

Октябрь 18th, 2007 · Автор: Юрий Аксенов · 13 Comments

На общение с разномастными представителями PR-агентств у меня уходит не менее 1-2 оплаченных работодателем часов за среднестатистический рабочий день. Ход этого общения, в большинстве случаев, таков, что я заслуженно слыву среди пиарщиков скотиной. И всячески этот имидж поддерживаю. Вот почему.

Я, Юрий Аксенов, находясь в здравом уме и трезвой памяти, категорически утверждаю, что все нижеизложенное носит субъективный характер. Дисклеймер: нижесказанное не имеет ничего общего с официальной, или неофициальной позицией “Деловой столицы”.

Все нижеизложенное - прописные истины. Но, судя по глубочайшему идиотизму тематики всяческих “ток-шоу” и “круглых столов”, в которых в последнее время участвовали различные пиарщики и, порой, журналисты, а также ходом моих переговоров с некими представителями агентств, эти прописные истины не известны большей части рынка.

Общее

У каждого своя работа. В конечном итоге, у большинства медиа, созданных для заработка, крайне примитивная бизнес-модель. Она сводится к обеспечению рекламодателю эффективного и своевременного контакта с целевой аудиторией. И, если все делается хотя бы приблизительно правильно, то работа любой редакции направлена на формирование и удержание целевой аудитории. Для этого необходимо создать продукт, который вызывает доверие аудитории. На этом функции редакции в достижении искомой издателем ЕБИТДы заканчиваются.

В конечном итоге, цель пиара - связи с общественностью. Общественностью в широком смысле: к общественности относится потребитель, контрагент, чиновник, журналист и пр. Углубляться не буду, ибо отечественные и зарубежные пиарщики на этой почве сломали немало копий. Бизнес-модели большинства пиар-агентств вариативны. Конечно, есть нормальные агентства, которые занимаются пиаром. Но их мало. Абсолютное большинство рынка я отношу к “остальным”. Часть из них зарабатывает на “креативах”, продавая клиенту разнообразные акции с шариками, сиськами и верками сердючками. Другие продают “взаимодействие с медиа”, рассылая информацию и обзванивая редакции. Третьи на непонятно, откуда взятые деньги проводят идиотские круглые столы, где поднимают проблемы “невозможности размещения информации о клиентах”, “недопустимости оплаченных статей” и пр. Круглые столы пользуются популярностью, люди пафосно делятся опытом, поднимают острые проблемы и всячески наслаждаются жизнью.

Есть еще четвертые, пятые и пр. Но грубо их можно уместить в три указанные категории. Каждая из означенных бизнес-моделей имеет полное право на существование: бизнес-модель, которая приносит деньги, - рабочая бизнес-модель. Если клиенты довольны работой агентства в указанных рамках, значит, бизнес-модель позволяет строить некие стратегические планы. Тем более, что все вышеперечисленное в той, или иной степени относится к связям с общественностью.

Рабочее

Итак, издатель содержит редакцию для создания рекламной площадки, которая позволяет ему зарабатывать. Если говорить об идеальной ситуации, то издатель четко представляет себе портрет целевой аудитории и ее информационные потребности. Проанализировать версию издателя о потребностях аудитории очень легко. Для этого нужно всего лишь читать/смотреть/слушать и, хотя бы немножко, думать.

Пиар-агентство продает клиенту свои услуги. В которые, как правило, входит обеспечение коммуникаций с медиа. Суть коммуникаций - налаживание контакта с целевой аудиторией через канал, которым в данном случае является медиа.

Казалось бы, пиарщики находятся в такой себе выигрышной ситуации - каналы выстраиваются, нужно ими пользоваться. Но здесь возникает проблема. Большинство пиарщиков не знакомо с этими каналами. Большинство пиарщиков не имеет ни малейшего понятия, о чем пишут газеты.

Страшные тайны

Вместо того, чтобы читать газеты, агентства сажают на телефоны мальчиков/девочек, которые обзванивают редакции и задают удивительные по своей глубине вопросы. “Что вам интересно?”, - спрашивают они. Ага. Оно звонит в таинственную ложу массонов, к которой хочет приобщиться клиент. Повесив трубку, оно считает меня неадекватным дураком.

“Есть ли у вас специальная рубрика о хомячках/HR/маркетинге/упячке/пр.”, - звонит и спрашивает оно. Ага. Редкая массонская ложа расскажет о своей структуре. Повесив трубку, оно считает меня неадекватным дураком.

“Мы провели презентацию особо удивительной хери нашего клиента. Вы об этом напишете?”, - спрашивает оно. Ага. Непонятно ведь, о каких презентациях в этой массонской ложе говорят, а о каких - нет. Понять, под каким соусом о них говорят - это вообще неразрешимая задача. Повесив трубку, оно считает меня неадекватным дураком.

А гуру, тем временем, ехидно потирают ручонки. “Нужно быть главнее главного редактора”, - говорят гуру. “Разместить позитивную информацию о клиенте невозможно”, - говорят гуру. “Платные статьи - это реклама, или пиар?”, - вопрошают гуру, привлекая к обсуждению других гуру.

Тут становится грустно. Люди, которые за полтора десятка лет не научились работать, пытаются учить работать других. Вместо того, чтобы заняться тем, чем они умеют заниматься. Кто-то ведь должен сажать цветы, мыть стекла, звонить в колокол…

За сим обязуюсь в течение ближайшего месяца классифицировать информационные поводы для деловых изданий. Ну и буду благодарен за комментарии.


Тэги: PR

Категории: PR

13 responses so far ↓

  • Pavel // Окт 18, 2007 at 18:59

    Сразу скажу, что я не блоггер, но понимаю, как это важно - получать обратную связь. Так вот, я не только читаю все Ваши посты и подписан на фид. Я рекомендую Ваш блог студентам, которым читаю лекции по пиару в СПбГУ. Спасибо за интересный и свежий взгляд на известные вопросы.

  • aksyonov // Окт 18, 2007 at 20:12

    Спасибо, Павел!

  • vysoven // Дек 4, 2007 at 11:48

    Зачёт

  • moymosk // Дек 4, 2007 at 13:10

    Отличный анализ. А всего-то нужно почитать издание. Ну хоть чтоб вопросы адекватные задавать:)

  • aksyonov // Дек 4, 2007 at 13:27

    Ну да:)

  • Oleksandr Kramarenko // Дек 6, 2007 at 23:42

    а я не хочу слыть скотиной среди пиарщиков.
    но и не хочу, чтобы возглавляемое мною издание пиарщики юзали на шару.
    потому что их шара - это прибыль моего издателя и зарплата моих коллег. ВОТ!

  • aksyonov // Дек 7, 2007 at 00:13

    А я тоже не хочу. Так выходит:) А на прибыль издателя мне вовсе не плевать. Просто у каждого - свои проблемы:)

  • justPR // Дек 10, 2007 at 17:04

    Привет хлопцы! :-) на самом деле очень рад слышать и Сашу Крамаренко и Юру Аксенова. Спасибо за то, что вы делаете. На самом деле очень важно найти путь к сердцу не редактора, а читателя. Современным национальным пиарщикам сделать непросто, учить их некому и учиться практически не у кого. Юра, очень важна твоя квалификация информповодов, хотя, понимаю, что это не панацея. Дискссия очень важная и будет продолжена за рамками блога (гарантирую). Очень важна на фоне недавних обвинений в адрес “Радника” и статей на этом блоге. Ведь на самом деле существует треугольник: клиент-пиарщик-издание. И зачастую клиент требует именно распространение бестолковой информации. Иногда это лечится, иногда нет!

  • aksyonov // Дек 10, 2007 at 18:25

    justPR, небось, привет. Классификация будет. Кусками, но начнет появляться уже на этой неделе.

    А то, что стучаться нужно к читателю - как раз в этом посте и написано:)

  • justPR // Дек 10, 2007 at 19:13

    Да, конечно же я читаю это. Вижу, задело и заинтересовало. я же “второй угол” в этом треугольнике.

  • aksyonov // Дек 10, 2007 at 19:25

    Все мы - углы:)

  • Марина Стародубская // Фев 29, 2008 at 22:00

    Вопрос в развитии рынка PR в Украине. Ведь большинство PR-агентств, по сути, являются “руками” и “ногами” на аутсорсинге; крайне редко к ним обращаются за решениями. Вот и людей соответствующих подбирают.

    И постепенно рынок начинает меняться - но не сам собой; просто некоторые PR-агентства могут предоставить Клиенту полезные для бизнеса решения, а не только исполнение указаний.

    Людей думающих развивать нужно, выращивать, а показатель “развитости” агентства - всегда руководитель.

    Решение - в конкуренции. За качественного Клиента и за качественные PR-решения.

  • Юрий Аксенов // Фев 29, 2008 at 22:05

    Марина, Вы совершенно правы.

    Только решение, на мой взгляд, будет найдено тогда, когда пиар станет по-настоящему важной составляющей бизнеса.

You must log in to post a comment.